Зачем нужна информатика в школе?

Всем привет!

Знаете ли вы, что в некоторых учебных заведениях нашей страны начинают изучать информатику аж со второго класса? С одной стороны, это вроде бы хорошо — повышается компьютерная грамотность детей. А с другой — зачем нужна информатика в начальной школе?

Вы же понимаете, что приобщать ребенка к компьютеру в таком раннем возрасте — значит, слышать от него каждый день «Хочу свой компьютер!» А если исполнить желание своего чада, то придется бороться с тем, что чадо забудет обо всем на свете, часами просиживая перед монитором.

Поэтому, на мой взгляд, целесообразно этот предмет включать в школьную программу только с пятого класса. Но и тут возникает немало вопросов, исходя из которых я поставлю под сомнение целесообразность изучения информатики в школе. Дальше будет интересно, поэтому никуда не уходите.

Читайте также:  "Разговор по телефону - полезная терапия!"

Дети на уроке информатики

Что изучают на уроках информатики?

Когда я вспоминаю уроки информатики в своей школе (мы ее начали изучать лишь с 9 класса), мне представляются страшные на вид (но, наверное, шибко умные для той поры) компьютеры с черно-белым маленьким монитором и грязно-желтыми системными блоками с отверстием для дискет. Я не знаю, на что они были способны, но мы на них печатали текст и играли в какую-то примитивную игрушку (наподобие тетриса).

Старые компьютеры

В дальнейшем у нас появились новые компьютеры с цветными мониторами. Это был настоящий прогресс, и в то время я впервые увидел, как пользоваться мышкой…

Что же изучали мы на уроках информатики?

Язык программирования Бэйсик, навыки работы в Word, игра «Как достать соседа» — вот все, что я помню из 3-летнего курса информатики в школе. Из этого набора мне пригодилось только второе, а все остальное было забыто за ненадобностью.

Изменилась ли ситуация сейчас? Для ответа на этот вопрос нужно заглянуть в современные учебники по информатике. Для примера я возьму серию учебников для 5-9 классов (2013 год, автор Босова Л.Л.) и учебники для 10-11 классов (2013 год, автор Семакин И.Г.).

Учебник

Посмотрим на оглавление.

5 класс:

  • Устройство компьютера, клавиатура, мышь.
  • Рабочий стол Windows, файлы и папки.
  • Ввод и редактирование текста в Word.
  • Работа в Paint.
  • Навыки поиска информации в Интернете, электронная почта.

6 класс:

  • Операционная система, ее сущность, структура и объекты.
  • Табличные модели, алгоритмы, схемы, графики (набор бесполезной теории).
  • Создание презентаций в Power Point.

7 класс:

  • Всемирная паутина и представление информации в Интернете.
  • Двоичное кодирование (а также шестнадцатиричное).
  • Устройство компьютера.
  • Общие сведения о программах компьютера.
  • Работа с файлами.
  • Обработка графической и текстовой информации.

8 класс:

  • Системы счисления.
  • Алгебра логики (звучит устрашающе).
  • Основы алгоритмизации.
  • Основы программирования на языке Паскаль.

9 класс:

  • Моделирование, СУБД (это мы в институте изучали).
  • Массивы, алгоритмы, Паскаль (снова он).
  • Электронные таблицы.
  • Компьютерная сеть, Интернет, передача информации по сети.
  • Создание сайтов с помощью HTML (абсолютно устаревший метод).

10 класс:

  • Представление чисел в компьютере (зачем мне это нужно???).
  • Алгоритмы, Паскаль (окончательное вдалбливание).

11 класс:

  • Базы данных.
  • Интернет.
  • Создание сайта «Домашняя страница» (что это?).
  • Моделирование (опять тупая теория).

Учебник для 11 класса

Ну как, дорогие друзья? Скажите, что из этого 7-летнего курса реально пригодится в жизни? Самое полезное, похоже, изучают только в 5 классе, а затем идет нудный, ненужный и узконаправленный материал, который пригодится, наверное, только программистам.

А разве все в школе хотят стать программистами? Уверен,что нет. Но те, кто пишет учебники по информатике, похоже, считают иначе…

Зачем нужна информатика?

Вообще, сам предмет Информатика морально устарел. Гораздо полезнее ввести новый предмет «Компьютерная грамотность» или «Информационные технологии», который бы ориентировался не на изучение алгоритмов, двоичных кодов и бесполезных языков программирования, а на обычную пользовательскую работу с компьютером.

Дети на занятии

Вот список того, что бы я включил в данный курс:

  • Базовое обучение работе с компьютером (включение/выключение, основные элементы и их функции).
  • Работа с Windows (рабочий стол, папки, файлы, установка и удаление системы, освоение стандартных программ).
  • Изучение необходимых программ (Total Commander, архиваторы, антивирусы и пр.).
  • Изучение Microsoft Office (особенно Word, который нужен практически всем).
  • Изучение Photoshop (это, пожалуй, один из самых популярных графических редакторов).
  • Освоение навыков работы в Интернете (поиск информации, открытие страниц, работа в браузерах).
  • Самостоятельное создание сайтов с помощью движков (например, WordPress).

Многое не преподают в школе, поэтому детям приходится самостоятельно осваивать компьютер дома. Это гораздо увлекательнее, чем строить никому не нужные цепочки алгоритмов на уроках информатики. Так почему бы не сделать обучение детей в школе более интересным? И не начать давать им, наконец, нужные знания?

Вот вы, сидя дома перед компьютером, вспомните хоть что-нибудь из школьного курса информатики? Жду ваших комментариев!

С уважением, Сергей Чесноков

Как вам статья?

Задайте вопрос специалисту в комментариях

Вадим
Вадим
Нужна консультация
Мобильный Дом
Комментарии: 31
  1. WAD

    Есть такая (китайская, кажется) поговорка: «Дай голодному человеку рыбу, и он будет сегодня сыт. Научи его же ловить рыбу — и он будет сыт всю жизнь.» Лично я обеими руками за изучение алгоритмов, машинной логики, принципам формирования интерфейсов и т.п. А вот работе с конкретными программами можно вообще не обучать — если человек знает всю подноготную технологий, то уж с программкой-то разберется запросто. Это как бы выбор между мыслительными процессами в головном мозге и простым обезьянством.

  2. WAD

    Ещё добавлю:
    «Изучение Photoshop (это, пожалуй, один из самых популярных графических редакторов).»

    Стоимость этой проги непосильна для школ, так что лучше пусть учат Гимп, принципы работы в растровых графических редакторах очень схожи. И на винде тоже зацикливаться не надо, есть более десятка разных актуальных операционок, так что тут лучше будет зубрить само понятие «ОС», структуру и функции.

  3. Александр Майер

    Сергей, вот с этим постом я в корне не согласен, и считаю с точностью наоборот. То, что ты предлагаешь — это умеют делать 90% детей, имеющих компьютеры, а кто не умеет, сами научаться.

    Информатика же — это наука. А в раннем возрасте она дает даже не столько какие-то знания, сколько учит логическому мышлению, математически складывает ум, учит создавать и т.п. Сейчас, вот стали очень популярны кружки по робототехнике, где дети, например, делают из обычных конструкторов «роботов» и учатся их программировать.

    И в том, что никакой пользы от этого всего нет, я тоже в корне не согласен. Сейчас все завязано на IT, любая отрасль. И детям не обязательно становиться программистами или системными администраторами. Есть масса очень хорошо оплачиваемых близких специальностей, начиная от «сетевиков», заканчивая «ИБ-шниками».

    Да и вообще, кому из нас пригодилась физика, химия, да даже математика (считать научились, и нормально)? Но в школе все это преподают и будут преподавать (я надеюсь). Также и информатика — это базис для множества будущих специальностей, которые весьма востребованы, кстати. И рост востребованности будет продолжаться. Так что, я за то, чтобы информатику преподавали с ранних классов.

    Тут еще вот в чем момент. Нельзя забывать, что мы живем в России =) И большинство учителей информатики у нас учат только тому, как печатать в Ворде =))) Увы, но это так, особенно на периферии.

  4. Александр Майер

    Полностью согласен!

  5. Сергей Гвоздев Дед

    Согласен с этим мнением на 100%. Изучение алгоритмов и машинной логики приучит правильному логическому мышлению. Без умения мыслить логически невозможно грамотно и полезно использовать вычислительную технику, а стало быть и компьютер.

  6. Сергей Гвоздев Дед

    Я понятия не имею, что сейчас изучают в школах по информатике, но точно знаю, что внук и внучки мои (4-ый 5-ый и 11-ый классы) владеют компьютерами чуть не с 1-го класса без всяких уроков информатики. Правда, владеют пока с развлекательными целями или распечаткой текстов.
    Мне то пришлось изучать радиолампы, полупроводниковые приборы, малые и большие микросхемы, микропроцессоры. программирование в машинных кодах (вот где логика железная) и прочее. Поэтому внутренности компьютера вижу насквозь. А вот внуки мои как будут видеть его без фундаментальных знаний — представляю с трудом.

  7. Администратор (автор)

    По-моему, математика, алгебра и геометрия отлично способствуют развитию умственных процессов. Давайте посмотрим на вещи реальнее: большинству школьников Паскаль и алгоритмы неинтересны. Есть те, кто пытается вникнуть во всё это, разобраться, исправно делать ДЗ. Вот их логическое мышление информатика, может быть, и разовьёт. А остальные будут за ними подтягиваться, списывая у них и заглядывая в ответы решебников. И таких, к сожалению, большинство. А после окончания школы все благополучно забудут то, что изучали (если, конечно, не подадутся в профилирующий вуз).
    Если уж серьёзно взяться за развитие логического мышления детей, то предлагаю ввести в школах предмет, который так и будет называться «Логика», и на нём решать различные логические задачи или головоломки. Вот от них-то точно пользы будет больше, потому что это наверняка будет интересно многим.
    «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.» — Саади, персидский поэт.

  8. Администратор (автор)

    По статистике на октябрь 2013 года 82% людей в мире пользуются операционной системой Windows. При устройстве на работу в дальнейшем вероятность того, что придётся иметь дело с Виндой, приближается к 100%. Нужно, конечно же, иметь в виду другие ОС. Но зная принципы работы одной, вы в дальнейшем без труда освоите любую другую операционку.
    А вот зубрёжка голой теории касательно функций и структуры ОС не даст практических знаний.

  9. Администратор (автор)

    Александр, в кружки по робототехнике дети идут добровольно, по своему желанию. А информатика в школе навязывается. Дети идут на информатику только из-за возможности в очередной раз посидеть за компьютером.
    Да, некоторым вещам они учатся сами. Но не всем. Школьник не знает, что ему пригодится в жизни больше всего. Школа должна ему предложить такую программу обучения, которая будет полезна с наибольшей вероятностью. И здесь СУБД явно проигрывает офисному пакету от Microsoft…
    Что касается развития логического мышления, то об этом я написал в комментарии чуть выше.

  10. Администратор (автор)

    Сергей, иногда фундаментальные знания не совсем нужны. Не обязательно знать устройство микроволновой печи, чтобы разогреть себе пищу. Знание того, что такое огонь, не спасёт вам жизнь, если вы не сумеете развести его без спичек и зажигалки. Я не призываю отказываться от изучения основ. Но она должна основываться на любознательности, а не на принуждении.

  11. Александр Майер

    Сергей, я не буду спорить на весь этот счет. Я свое мнение уже высказал, что я в корне не согласен со статьей, и за информатику с ранних лет. Что касается, к примеру, изучения Паскаль, СУБД (MS Access), html — все это изучается для того, чтобы дать школьникам базис, познакомить с основами. Аналогично всем другим дисциплинам. Поэтому не нужно «цепляться» к тому, что на html сайты уже никто не делает, кому нафиг нужен Паскаль и т.д.

    В общем, каждый останется при своем мнении =)

  12. Александр Майер

    Сергей, если «фундамент» не нужен, тогда ответь мне на вопрос, зачем в школе изучается физика и химия? =) Фундамент нужен обязательно, иначе человечество, как популяция, просто начнет деградировать. Ворду и Экселю нужно обучать людей старшего поколения, которые не имеют опыта обращения с ПК, а самим понимать и изучать им уже сложно. А дети, в наш цифровой век, сами уже знают, как в Ворде печатать =)

  13. Александр Майер

    И да, еще один момент. Информатика, как раз-таки, призвана показать детям, что компьютер, как и любая вычислительная техника, умеет очень многое. А не создана только для того, чтобы сидеть в соцсетях да в игры играть.

  14. WAD

    Ну с таким подходом можно и ядерную физику, например не учить. Ведь в жизни не нужно уметь отличить водород от дейтерия или реакцию деления ядер от термоядерной реакции. И история тоже не особо нужна — если вы не работаете историком, то знания о событиях 1917-го года вам ничем не помогут. Да собственно, как и знания по большинству школьных предметов.

  15. От слова "позитив" меня тошнит.

    Сергей, ты прав, не обращай на них внимания, они будто сговорились.

  16. От слова "позитив" меня тошнит.

    Ядерную физику в школе можно действительно не учить.

  17. От слова "позитив" меня тошнит.

    По заверению члена РАН Маркова, человеческий мозг начал деградировать с момента появления у человека речи(начал уменьшаться в размерах) и деградирует по сей день. Что страшного в деградации отдельных индивидов, если очевиден интеллектуальный рост общества в целом? Нет причин для паники. Это я все к тому, что изучение физики, математики или информатики процесс деградации отдельных индивидов остановить не сможет, здесь может помочь только генетика. Ну что поделаешь с тем, что в наше время, естественный отбор мало восприимчив к интеллектуальным возможностям индивидов? Скорее наблюдается обратная картина, люди с высоким IQ оставляют меньше потомков.

  18. Администратор (автор)

    Спасибо за поддержку))

  19. Анатолий

    Интересная дискуссия. многие тут пишут развивает логику, мышление…о каком развитии логики вообще идет речь? люди по 10 лет учат математику и русский язык, а потом два числа перемножить без калькулятора не могут и предложение без ошибок написать!и с информатикой такая же ситуация. а происходит так из-за совершенно дебильной системы образования. потому что школьная программа делает из нас неуверенных в себе, не умеющих рациально думать и анализировать личностей. т.к. вся система построена на запоминании и повторении. никакого творческого развития и никаких жизненно важных практических навыков. детей пичкают огромный колличетсвом инофрмации, без разбора. есть безусловно и полезная, но большая часть абсолютна не нужна. ученики не понимают больше половины материала, поэтому не вникают и учатся без интереса. результат очевиден.
    так что, такая форма обучения мало что дает для развития, а информатика со своим программированием, мало кому понятным, вообще к развитию логики имеет мало отношения. детям это прото не интересно. они не понимают зачем вообще это надо.
    основы нужны, но только те, что дадут полезный практический навык. все остальное трата времени и сил, т.к забудется уже через год после обучения.

  20. Александр Майер

    Анатолий, одно дело «учить» и «зубрить», а другое — когда показывают на наглядных примерах, как и что устроено, что за что отвечает, и уж тем более что-то создавать самому (программу, сайт). Именно это и дает информатика в младших и средних классах.

    Повторюсь еще раз, что многое будет зависеть от преподавателя. Но большинство детей любят информатику. И приходят на нее не только в игры поиграть, да в интернет залезть (как мы раньше). Сейчас у детей почти у всех дома компы есть. Так что, для них это не новинка. А компьютеры они все любят, и узнать что-то новое, как вообще все устроено большинству тоже интересно.

  21. Юлия

    Какая тут дискуссия развернулась! И меня радует, что большинство за классическое образование. Сереж, на этот раз и я не совсем соглашусь с тобой. Я считаю, что не стоит изучать информатику в начальной школе. Возможно, в среднем звене нужно начать с пользовательского уровня. А вот с класса 9-го точно перейти на алгоритмы, устройства и т.д. Ученики должны иметь представление, что это такое, чтобы в будущем определиться с профессией. К сожалению, я об информатике мало что знала, так как у нас некому было преподавать до 11 класса.

  22. Администратор (автор)

    Юлия, не думаю, что школьники после 11 класса точно знают, кем хотят быть. Система образования, какая она есть сейчас, была отличной в советское время, когда была некая определённость с будущим. В настоящее время определённости нет, но образование нисколечко не изменилось…

  23. Юлия

    Сереж, я говорю, опираясь на собственный опыт. Будь у меня информатика в школе, не знаю: пошла бы дальше по этому направлению или нет… ну если уж вдруг выбрала бы свою специальность, то однозначно учиться в институте было бы проще)

  24. Максим

    Здравствуйте, абсолютно с Вами согласен, как преподаватель информатики в одном из колледжей(точнее внутренний совместитель — основная должность администратор сетей). Более того, как-то пытался поступить в один из вузов и провалил вступительный экзамен по информатике, имея за плечами 4 года системного администрирования. Поскольку вопросы в основном касались квик бейсика, который я на дух не переношу.

    Единственное, на что я хотел бы обратить внимание, что не все учебные заведения имеют деньги для приобретение проприетарного ПО. С лицензионными ПО в учебных заведениях строго. Обязательно ведение журнала компьютерного класса, где сказано какое ПО установлено, какие лицензии, если была программ удалена, то описать почему была удалена и т.д.

    Посему во многих местах изучать Photoshop/Windows/TotalCommander не представляется возможным. Вместо Windows — Linux (как правило Alt/Ubuntu/Mint), вместо Photoshop — Gimp, вместо Total Commander — какой-нибудь Наутилус.

  25. Донжи

    Вот не нужна информатика! Дети знают то, что написано в учебниках 5 класса уже с первого класса!В одном разделе:» Теперь вы умеете: перемещать указатель мыши, выполнять щелчок ЛКМ, выполнять щелчок ПКМ и т.д.» И кому это надо? и это в середине учебника!

  26. Юлия

    Считаю этот урок совершенно бесполезным. Тратят время только… Моей дочке это не интересно, а если нужно будет то она все выучит во взрослом возрасте. Я в 18 лет начала пользоваться компьютером и что мне нужно сама изучила. Я против чтоб мои дети сидели за компьютером, хватает сейчас зомбиков которых от компов не отодрать, жалко этих детей…

  27. Валерий

    Все перечисленные темы, описанные в учебниках Босова — квинтэссенция информатики. Выжимка самого необходимого. А уж что у человека останется в голове — зависит от его выбора. И из школьного курса биологии не всё остаётся у человека и из географии. А уж историю то как плохо многие помнят! И никто ж не спорит о нужности данных предметов. Так, что, уважаемый автор, вы в корне не правы.

  28. Дмитрий

    Пока информатику путают с компьютерными технологиями и будут существовать такие «советчики». Автору хочется посоветовать почитать ФГОСы, по которым основы ИКТ должны преподавать учителя других предметов. Также те же системы счисления, комбинаторика, логика — перекочевали в информатику из математики. Вдохновившись автором я предлагаю убрать всю алгебру и геометрию, считать умеют и ладно, русский — зачем нам знать все правила, сейчас тот же компьютер все сам исправит. Про химию, биологию и физику вообще молчу, нам хватит начальной школы с их окружающим миром. А зачем развивать логическое и математическое мышление?

  29. Максим

    Обожаю изучать в 8 классе системы счисления. Ведь в жизни мне это точно пригодится. Ну например у меня спросят: «Как перевести 7865 из 10 системы счисления в 25 систему счисления?» И я смогу дать ответ этому школьнику!(Помогите!)

  30. Везус

    Автор — дилетант, абсолютно не разбирающийся в педагогических принципах. Овладение навыками работы за ПК, по большому счету, это лишь следствие умения работать с информацией. В первую же очередь, информатика учит мышлению, формирует мировоззрение. Тема алгоритмизации, например, отлично развивает логическое мышление. А умение строить и реализовывать алгоритмы, в данном примере, лишь побочные эффекты.

  31. Галина

    читаю и смеюсь: почему бы автору точно так же не взять учебники физики или химии и по каждой теме разобрать, что в жизни ему пригодилось. А литература: неужели он, обучаясь в школе прочитал все 4 тома «Война и мир»? Так что долой образование вообще!

Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: